0
0
0
1. Основные сведения о лакокрасочных материалах (ЛКМ)
1.1 Что такое Краска, из чего состоит

Краска - традиционный метод отделки поверхностей. Основное назначение - защита от внешнего воздействия, а также придание поверхности красивого внешнего вида с изменением цвета, фактуры.

Состав любого лакокрасочного материала (ЛКМ):

Состав краски (ЛКМ)

1.1.1 Связующее

Связующее (пленкообразующее вещество) - это основа, т.к. именно оно образует защитную пленку; в высококачественной краске содержание связующего должно быть не менее 30%. До XIX в. использовали природные пленкообразующие. Это были, в основном, растительные масла, подвергнутые специальной обработке, смолы природного происхождения, шеллак, копалы. В настоящее время используются синтетические пленкообразующие вещества. Примерами могут служить водные дисперсии – поливинилацетатные, акриловые, бутадиенстирольные, алкидные смолы, уретан-алкидные, полиуретановые, эпоксидные и другие.

1.1.2 Пигменты


 

Пигменты – тонкодисперсные цветные порошки, нерастворимые в воде, растворителях и пленкообразующих, которые придают покрытию цвет, укрывистость, улучшают его прочностные, эксплуатационные и антикоррозионные свойства, а также защищают от УФ-излучения. Пигменты бывают органическими и неорганическими. Неорганические пигменты подразделяются на природные (умбра, охра, киноварь, сажа) и синтетические (диоксид титана ТiO2, соли металлов, металлические порошки и др.). Органические пигменты – это синтетические красящие вещества различного химического строения. Органические пигменты, в отличие от неорганических, не обладают защитными свойствами, они являются чисто декоративными пигментами. Яркие, чистые, насыщенные цвета органических пигментов, создают широкую гамму цветов, которую не удается воспроизвести, используя неорганические пигменты. Органические пигменты, в основном, не являются светостойкими. Этим объясняется тот факт, что в фасадных красках органические пигменты применяются весьма ограниченно. Органические пигменты обладают меньшей укрывистостью, чем неорганические. Самой большой укрывистостью обладает белый неорганический пигмент диоксид титана TiO2.

1.1.3 Наполнители


 

Наполнители – инертные минеральные вещества, нерастворимые в воде, растворителях и пленкообразующих. Наполнители вводят для наполнения системы (увеличения сухого остатка). Они улучшают вязкость, розлив ЛКМ, повышают прочность, влаго-, свето-, термостойкость и другие свойства покрытия. В качестве наполнителей используют природные, например, мел, слюда, тальк, каолин, и синтетические - оксид алюминия, сульфат бария. В отличие от пигментов, наполнители не придают покрытию цвет и укрывистость. Укрывистость краски обеспечивается за счет разницы в коэффициентах преломления между пленкообразующим и пигментом. Чем больше разница, тем больше укрывистость. Разность в коэффициентах преломления между наполнителем и пленкообразующим веществом недостаточна для значительного влияния на укрывистость пленки. Однако, в красках эконом-класса, при малом количестве полимерного пленкообразователя, наполнитель оказывает существенное влияние на показатель укрывистости, так как полностью не покрывается пленкообразователем. Наполнители значительно дешевле пигментов, поэтому их часто добавляют для экономии пигментов и снижения стоимости ЛКМ. Иногда, содержание наполнителей значительно превосходит показатели ГОСТа.

1.1.4 Специальные добавки



  • Пластификаторы увеличивают эластичность краски после высыхания;
  • Светостабилизаторы придают защиту от УФ-излучения;
  • Сиккативы ускоряют процесс отверждения алкидных материалов;
  • Антиоксиданты предотвращают взаимодействие с кислородом воздуха при хранении алкидных материалов;
  • Загустители для легкости распределения краски по поверхности, и снижению расслоения красок при хранении;
  • Пеногасители препятствуют образованию пены на поверхности при использовании валика, кисти, а также при изготовлении ЛКМ на производстве;
  • Тиксотропные добавки, придающие краске способность не образовывать подтеков при нанесении на вертикальные поверхности; снижают расслоение ЛКМ;
  • Матирующие для регулирования степени блеска;
  • Эмульгаторы и диспергаторы на стадии производства;
  • Консерванты позволяют предотвратить заражение дисперсий (и красок на их основе) микроорганизмами в процессе хранения и транспортировки;
  • Биоциды в покрытии – билогически активные добавки, предназначенные для защиты окрашиваемой поверхности (например, древесины) и самого лакокрасочного покрытия от разрушительного действия живых организмов.
1.1.5 Растворители и разбавители

Растворители и разбавители – летучие органические жидкости, которые растворяют пленкообразователи, снижают вязкость ЛКМ и способствуют лучшему нанесению, смачивают окрашиваемую поверхность и способствуют формированию пленки краски.

  • вода;
  • алифатические углеводороды: промышленный бензин, в котором ароматические соединения составляют 0-20%;
  • ароматические углеводороды: ксилол, толуол;
  • спирты: этанол, изопропанол, бутанол;
  • кетоны: ацетон, метилэтилкетоксим;
  • гликолевый эфир: этилгликоль, бутилгликоль, пропиленгликоль;
  • гликольэфирацетат: этилацетат, бутилацетат.

Отличие растворителя от разбавителя:

  • Растворитель - растворяет связующее и понижает вязкость;
  • Разбавитель - не растворяет связующее, но понижает вязкость.

При использовании растворителя/ разбавителя неправильного типа, краска может стать непригодной для применения. Самым распространенным органическим разбавителем для ЛКМ является уайт-спирит, который также может быть растворителем для алкидов. Уайт-спирит (Нефрас-С4-155/200) – высококипящая фракция бензина. В зависимости от марки, уайт-спирит содержит 16-17% ароматических углеводородов. Помимо этого производятся очищенные от ароматических углеводородов деодорированные уайт-спириты (без запаха). Уайт-спирит относится к 4-му классу опасности по отношению к человеку, т.е. наименее опасный по сравнению с другими растворителями.

 

Вредные факторы растворителей:

  • вредные для здоровья (при вдыхании, при глотании и попадании на кожу);
  • являются горючими жидкостями;
  • отрицательно воздействуют на окружающую среду.
1.2 Основные типы ЛКМ

1.2.1 Лаки



Лаки – это растворы природных или синтетических пленкообразующих в органических растворителях или воде. В их состав могут входить пигменты, красители, сиккативы, пластификаторы, пеногасители, матирующие добавки и другие компоненты. Лаки могут использоваться как самостоятельно, так и в качестве полуфабрикатов для получения эмалей. После высыхания лаки образуют прозрачную или лессирующую однородную пленку.

1.2.2 Эмали

Эмали – это дисперсии пигментов и наполнителей в лаках. После высыхания эмалей образуются однородные непрозрачные пленки.

1.2.3 Краски на растворителях

Масляные краски – в отличие от эмалей получают на основе натуральной или синтетической олифы. Они также содержат минеральные пигменты, наполнители, пластификаторы, матирующие добавки и другие компоненты. Масляные краски принадлежат к числу наиболее старых и хорошо известных ЛКМ. Масла по своей способности к высыханию в тонком слое делятся на:

  • высыхающие (тунговое, конопляное, льняное),
  • полувысыхающие (подсолнечное, кукурузное, соевое),
  • невысыхающие (касторовое и др).

Лаковые пленки на основе растительных масел обладают недостаточным блеском, а также невысокой твердостью и прочностью. Для улучшения качества пленок масла подвергают различной обработке (оксидированию, полимеризации и т.д.), но в основном, в настоящее время лакокрасочные материалы, где масло является основным связующим, используют ограниченно. 


Алкидные краски представляют собой раствор алкидной смолы в органическом растворителе. Алкидные смолы получают путем синтеза из многоатомных спиртов (глицерин, пентаэритрит) с многоосновными карбоновыми кислотами или их ангидридами и с растительными маслами (льняным, тунговым, подсолнечным, рапсовым и др). В зависимости от количества масла алкиды делятся на жирные, средние и тощие. Чем выше жирность (содержание масла) в алкидной смоле, тем эластичнее покрытие. Варьируя состав модификаторов и их количество в рецептуре алкида, возможно целенаправленно изменять свойства краски в широких пределах. После высыхания алкидные краски образуют достаточно прочную пленку, стойкую к воздействию агрессивных сред. По сравнению с масляными красками ЛКМ на алкидной основе значительно быстрее высыхают, а также отличаются повышенной твердостью, стойкостью к атмосферным воздействиям, покрытие легко моется при загрязнении. К недостаткам алкидных материалов, по сравнению с акриловыми водоразбавляемыми материалами, относятся:

  • низкая паропроницаемость,
  • наличие запаха (пока покрытие не высохнет),
  • и более продолжительное время высыхания - около 3-6 часов до отлипа и примерно сутки до готовности к эксплуатации.

В алкидных красках формируется покрытие за счет химической реакции окисления (окислительной полимеризации) под действием кислорода воздуха. Ненасыщенные двойные связи масел, если они не провзаимодействовали и остались в покрытии, повышают склонность алкидных покрытий к старению и ухудшают светостойкость.


Уретан-алкиды. При модификации алкидов изоцианатными группами  получают алкидно-уретановые связующие. ЛКМ на их основе обладают повышенной износостойкостью, устойчивостью к воздействию влаги и агрессивных химических соединений по сравнению с простыми алкидами. Отверждение покрытий на основе уретан-алкидного связующего происходит на воздухе также за счет окислительной полимеризации по двойным связям жирнокислотных остатков.


Полиуретановые материалы обладают самой высокой, из указанного ранее ряда связующих, атмосферостойкостью и имеют повышенную твердость, сохраняя при этом высокую эластичность, что характерно только для этого класса полимеров. Они широко применяются для окраски самолетов, транспорта, промышленного оборудования, металлоконструкций, а также для окраски полов.


Резюме. Органоразбавляемые материалы, или материалы на растворителях, в частности, алкидные краски обладают хорошей водоотталкивающей способностью, образуемое ими покрытие легко моется бытовыми средствами. Эти краски применяются в основном для поверхностей с жесткими условиями эксплуатации и хорошо подходят для дерева и металла. Но, органоразбавляемые материалы не слишком полезны для здоровья человека и окружающей среды. В Европе, например, в настоящее время, вводятся жесткие ограничения по применению органических растворителей в л/к материалах.

1.2.4 Водно-дисперсионые краски

Дисперсии или дисперсные системы – это композиции, состоящие из компонентов, не смешивающихся друг с другом. При этом один из них (дисперсная фаза) равномерно распределен в виде большого количества частиц малого размера в другом (дисперсионная среда). Дисперсии агрегативно неустойчивы вследствие высокой удельной поверхности частиц дисперсной фазы. В зависимости от того, в каком состоянии вещества находятся эти компоненты, дисперсии бывают разных видов:

  • пены – это дисперсии типа «газ в жидкости» (например, газированная вода),
  • туман или облако – «жидкость в газе»,
  • дисперсии типа «твердое вещество в жидкости» представляют собой суспензии (например, мел в воде),
  • дисперсии типа «жидкость в жидкости» называются эмульсиями (например, масло в воде, молоко).

В случае эмульсий дисперсной фазой является пленкообразователь, а дисперсионной средой – жидкость (вода, реже органические растворители), в которой пленкообразователь нерастворим.

Пленкообразователь, входящий в состав эмульсионных (дисперсионных) красок, может представлять собой:

  • грубую дисперсию с размером частиц 0,5-1,0 мкм,
  • либо тонкую дисперсию с ультрамелкими частицами 0,01-0,03 мкм и частицами средних размеров 0,1-0,5 мкм. Такие системы еще называются латексами.


Латексные краски в отличие от грубодисперсных систем отличаются повышенной стабильностью при хранении и обеспечивают получение более однородной и более укрывистой пленки при высыхании.


Так как в водно-дисперсионных ЛКМ частицы связующего диспергированы в воде, то по мере испарения воды они сближаются друг с другом, и, в конечном итоге, сцепляются (слипаются) между собой, образуя пленку, которая обладает достаточной прочностью, эластичностью и определенной паропроницаемостью, в зависимости от назначения краски. Таким образом, водно-дисперсионные материалы отверждаются за счет физического испарения воды.

Свойства водно-дисперсионных ЛКМ зависят от того, какие полимеры использовались в качестве связующего. Чаще всего водные эмульсии производят на основе:

  • поливинилацетатных (ПВА),
  • акриловых,
  • акрил-стирольных и
  • бутадиен-стирольных пленкообразователей.


До начала 90-х годов лакокрасочная промышленность в Советском Союзе, в основном, предлагала для применения в быту и строительстве краски на поливинилацетатной основе (ПВА). Покрытия на основе ПВА обладают очень низкой влагостойкостью и со временем начинают желтеть, поэтому их применяют только для внутренних работ, в помещениях с низкой влажностью. Это является существенным недостатком красок такого типа, поэтому, несмотря на их низкую стоимость и простоту изготовления, они имеют достаточно узкую область применения. В настоящее время на российском рынке можно найти множество красок на основе ПВА-дисперсий, которые позиционируются в эконом-классе. Добавление акрилатных полимеров в краски на основе ПВА-связующего несколько увеличивает водостойкость и износостойкость готовых покрытий. Но все же эти краски уступают краскам на акрилатной основе.

Бутадиенстирольные краски (БС), также как и краски на ПВА, недорогие. Бутадиенстирольные дисперсии обладают хорошей водостойкостью. Однако светостойкость у них еще хуже, чем у красок на основе ПВА, под воздействием света они желтеют. Это существенно ограничивает область их применения.  Краски данного типа подходят для внутренних помещений.

Акриловые дисперсии более дорогие, но именно они существенно лучше «неакриловых» аналогов по своим потребительским свойствам и намного чаще используются для отделки интерьера. Эти краски обладают высокой адгезией ко многим материалам вследствие малых размеров диспергированных частиц, которые глубоко проникают в пористые подложки, тем самым укрепляя их. Акриловые краски позволяют получать эластичные долговечные покрытия с высокой стойкостью к мытью. Они прекрасно колеруются с получением до 15 000 различных цветов и оттенков. Акриловые связующие обладают высокой атмосферостойкостью и стойкостью к УФ-излучению. Поэтому, их используют не только для окраски интерьера, но и в высококачественных фасадных красках по дереву и каменным поверхностям.


Сегодня выбор водно-дисперсионных красок богат и по качественным, и по ценовым показателям. Общим правилом можно считать, что чем ниже цена связующего, тем слабее качественные показатели готовой продукции. Это проявляется в преждевременной потере покрытием своих первоначальных свойств, т.е. происходит отслаивание, заплесневение поверхности, потеря блеска, выцветании и др.


Сополимеры ПВА, такие как ПВА и этилен, ПВА и винилверсатат, позволяют получать краски, пленкообразование которых протекает без вспомогательных веществ (коалесцирующих добавок – летучих органических соединений, т.е. растворителей). Такие краски являются более экологичными по сравнению с традиционными стирол-акриловыми материалами. Многие европейские компании, выполняя требования Директивы ЕС по ЛОС (летучие органические соединения) выпускают водно-дисперсионные краски, используя именно данные типы связующих. При этом свойства получаемых покрытий, такие как водостойкость, стойкость к УФ-излучению, атмосферостойкость, практически не уступают стирол-акриловым краскам, но уступают краскам на чисто акрилатной основе.

1.2.5 Грунтовки

Грунтовки – лаковые грунтовки готовят на основе лаков, водные – на основе эмульсий и дисперсий. В состав грунтовок входят пигменты, наполнители, пластификаторы, сиккативы, поверхностно-активные вещества и специальные добавки. Грунтовки образуют нижние слои покрытий с хорошей адгезией к подложке, создавая надежное сцепление верхних слоев покрытия с окрашиваемой поверхностью. Кроме того, они закрывают поры материала, выравнивают впитывающую способность подложки, создают однородную поверхность перед окраской, сокращают расход финишных материалов, а также защищают металл от коррозии.

1.2.6 Шпатлевки

Шпатлевки – это высоконаполненные густые пастообразные материалы, которые готовят на основе лаков, водных эмульсий, дисперсий. Содержание пигментов и наполнителей в шпатлевках в несколько раз превышает содержание пленкообразующего вещества. Шпатлевки предназначены для заполнения впадин и неровностей на поверхности перед ее окраской, и создания хорошей основы для последующих слоев ЛКМ.


Шпатлевки могут быть уже готовыми для применения или поставляться в виде сухих смесей. Сухие смеси как таковые не применяют, а смешивают с водой непосредственно на строительной площадке. Для этого необходимо иметь соответствующее оборудование и наличие чистой воды. Качество шпатлевки зависит от точности соблюдения соотношения перемешиваемых компонентов. К тому же процесс смешивания зачастую пыльный и вредный. У готовых шпатлевок есть преимущества, касающиеся экологии и здоровья рабочих. Нет необходимости в пыльном процессе смешивания порошка, что позволяет содержать рабочую площадку в чистоте. Поэтому, в современном строительстве, профессионалы предпочитают работать с готовыми шпатлевками.

Правильно выбранная шпатлевка гарантирует красивую и качественную поверхность.


Высококачественная шпатлевка должна:

  • легко наноситься,
  • быстро высыхать,
  • давать минимальную усадку при высыхании,
  • легко шлифоваться,
  • обладать низкой впитываемостью,
  • не иметь запаха,
  • не выделять вредных веществ в окружающую среду.
1.3 Характеристики ЛКМ

1.3.1 Сухой остаток

Сухой остаток (массовая доля нелетучих веществ) – это то количество краски, которое остается после испарения растворителей или разбавителей. Этот параметр определяется как отношение массы сухого ЛКМ к массе исходного ЛКМ.

1.3.2 Укрывистость

Укрывистость - то количество ЛКМ, которое необходимо для того, чтобы скрыть цвет или цветовые различия подложки, или же площадь, которую можно покрыть 1 л краски. При этом, краска должна на 98% укрывать подложку, окрашенную черными и белыми полосами либо квадратами. Укрывистость определяют по методу «шахматной доски», либо путем сравнительного измерения отражения света от покрытия ЛКМ, который наносится на черную и белую подложку (карты Ленета) одной толщиной. Укрывистость зависит от оптических свойств пигмента, его дисперсности и объемной концентрации в связующем, химического состава пленкообразующего. На практике укрывистость связана с таким понятием как расход краски. Величина расхода будет больше укрывистости, т.к. расход не является постоянной величиной и зависит от пористости подложки, способа нанесения краски и др.

1.3.3 Время и степень высыхания

Время и степень высыхания - время, за которое слой материала определенной толщины, нанесенный на поверхность, достигает необходимой степени высыхания при заданных условиях сушки. Различают четыре степени высыхания:

  1. высыхание от пыли (момент, когда на поверхности образуется тончайшая пленка, с которой можно сдуть пыль);
  2. высыхание на отлип (пленка утрачивает липкость и изделие может подвергаться дальнейшим операциям без повреждения пленки, например, его можно переносить);
  3. время нанесения 2-го слоя;
  4. полное высыхание (окончательное формирование пленки на поверхности с полным набором эксплуатационных свойств).
1.3.4 Тиксотропность

Тиксотропность - свойство краски менять свою вязкость при приложении напряжения сдвига. В состоянии покоя тиксотропные краски являются желеобразными, т.е. нетекучими. После тщательного перемешивания краски повышается ее текучесть, что позволяет легко наносить краску на поверхность. В тонком слое, структура краски быстро восстанавливается, краска НЕ СТЕКАЕТ С ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ, НЕ ДАЕТ ПОТЕКОВ и образует ровное однородное покрытие.

Влияние содержания тиксотропной добавки, например, Tixogel, на текучесть краски приведено ниже.


1.4 Характеристики покрытий

1.4.1 Адгезия

Адгезия – это способность ЛКМ к прилипанию или прочному сцеплению с окрашиваемой поверхностью. Величина адгезии влияет на механические, защитные и другие свойства покрытия. Адгезия определяется по методу решетчатых надрезов и оценивается в баллах от 0 до 4 по стандарту ИСО или от 1 до 5 по ГОСТ.



  • 0 - нет отслаивания покрытия;
  • 1 - незначительное отслаивание покрытия в виде мелких чешуек в местах пересечения линий решетки, нарушение наблюдается не более, чем на 5% поверхности решетки;
  • 2 - отслаивание покрытия в местах пересечений линий решетки, нарушение наблюдается не более, чем на 15% поверхности решетки; 
  • 3 - частичное или полное отслаивание покрытия вдоль линий надрезов решетки или в местах их пересечения, нарушение наблюдается не менее, чем на 5% и не более, чем на 35% поверхности решетки;
  • 4 - полное отслаивание покрытия или частичное превышающее 65% поверхности решетки.

Поверхность, у которой адгезия старой краски соответствует 3 и 4 баллам нельзя окрашивать новой краской напрямую, т.к. новый слой краски будет отслаиваться вместе со старым слоем. Перед окрашиванием старую плохо держащуюся краску необходимо удалить. 


1.4.2 Стойкость к мытью

Стойкость к мытью - устойчивость пленки к мокрому истиранию (число проходов щетки; за один проход щетки принимается циклическое движение вперед-назад). Это свойство очень важно для интерьерных водно-дисперсионных красок, зависит от типа пленкообразующего вещества и от содержания его в краске. Чем больше пленкообразующего, тем лучше у краски моющие свойства при одном и том же пленкообразующем.

Прибор для измерения стойкости к мытью


1.4.3 Водостойкость

Водостойкость - способность покрытия выдерживать статическое действие воды без изменения свойств. Это свойство очень важно для фасадных материалов.

1.4.4 Износостойкость

Износостойкость - способность покрытия выдерживать различные механические нагрузки без изменения механических и других свойств. Например, таким свойством должны обладать краски и лаки для пола.

1.4.5 Морозостойкость

Морозостойкость - способность ЛКМ сохранять свои свойства после нескольких циклов замораживания-оттаивания. Это касается водных материалов при хранении и транспортировке при отрицательных температурах. Необходимо отметить, что высококачественные водно-дисперсионные материалы не производят морозостойкими. Объясняется это тем, что для получения морозостойкой краски, в ее состав вводят специальные добавки, которые впоследствии ухудшают качество готового покрытия. Морозостойкими изготавливают ЛКМ, в основном, эконом-класса.

1.4.6 Термостойкость

Термостойкость - предельно допустимая температура, при которой покрытие сохраняет способность выполнять свои функции в течение определенного времени. Например, алкиды выдерживают температуру 90-1200С, а акрилаты – 80-850С. Поэтому, акрилатные краски можно использовать для окрашивания батарей водяного отопления, наружных стен каминов. При этом не происходит изменения цвета покрытия под действием высоких температур, в отличие, например, от алкидных материалов, которые желтеют при нагревании.

1.4.7 Химстойкость

Химстойкость - способность покрытия сохранять свои свойства при воздействии различных химических веществ.

1.4.8 Атмосферостойкость

Атмосферостойкость - способность покрытия сохранять свои защитные и декоративные свойства в течение продолжительного времени в атмосферных условиях. Количественно атмосферостойкость выражают сроком службы покрытия в годах, месяцах. Срок службы зависит от климатических и специфических условий местности. К видам разрушений, связанным с потерей декоративных свойств покрытий относятся: потеря блеска, изменение цвета, белесоватость и грязеудержание. Акрилатные краски обладают высокой атмосферостойкостью, в отличие от алкидных. Они сохраняют свой цвет и блеск практически без изменений, в течение длительного времени. Поэтому, акрилатные краски очень хорошо подходят для окрашивания деревянных и каменных фасадов. Алкидное связующее постепенно разрушается под действием УФ-излучения. Покрытие теряет блеск, изменяет цвет, начинает «мелить»,  и, в конечном итоге, отслаивается от поверхности.

1.4.9 Блеск

Блеск – это степень отражения падающего света от поверхности под определенным углом (обычно 60 гр). Если свет падает на поверхность, окрашенную совершенно глянцевой краской, он отражается в глазах зрителя почти на 100%. В свою очередь, на совершенно матовой поверхности лучи света отражаются в разных направлениях, хаотично и поглощаются поверхностью.

 

Согласно стандарту SFS 3632 блеск измеряется под углом 60 гр. и  подразделяется на 6 групп:

  1. Совершенно (высоко) глянцевый > 80;
  2. Глянцевый 61-80;
  3. Полуглянцевый 36-60;
  4. Полуматовый 11-35;
  5. Матовый 6-10;
  6. Совершенно матовый 0-5.

Совершенно матовые и матовые покрытия создают спокойствие и гармонию. Их обычно применяют для окраски стен и потолков в спальнях и помещениях для отдыха. Полуматовые, полуглянцевые и глянцевые поверхности отлично подходят для кухонных помещений, рабочих кабинетов и офисов, т.к. блеск создает атмосферу динамичности. Влияние блеска на цвет особенно заметно на темных, глубоких цветах. Блестящие темные цвета более интенсивны, более насыщенны, чем матовые. 

1.4.10 Цвет

Цвет - это физиологическое ощущение или восприятие при взгляде на покрытие, на которое падает свет. В настоящее время для получения цветных красок используют компьютерную колеровку или ручную тонировку. Разница заключается в способности точно воспроизвести цвет. Ручная тонировка - добавление колеров или пигментных паст в краску вручную, используя специальные таблицы, в которых указываются пропорции добавления колеров. При таком способе практически невозможно повторно воспроизвести исходный цвет, нет гарантии совместимости пигментов с латексом (может привести к коагуляции латекса), может получиться неравномерный оттенок. Компьютерная колеровка - дозирование пигментных паст не вручную, а с помощью специальных дозирующих установок. При этом используют базовые краски, свойства которых постоянно регулируют и контролируют, пигментные пасты имеют стабильный контролируемый тон и красящую способность. Кроме того, каждый цвет имеет свою определенную рецептуру.  После дозировки пигментных паст краску с пастами перемешивают смесителем в однородный состав. Все это гарантирует точное воспроизведение цвета.


Колеровочное оборудование

1.4.11 Схема строения лакокрасочного покрытия (ЛКП)

Схема строения лакокрасочного покрытия (ЛКП). Защитные свойства пленки проявляются, в основном, тогда, когда толщина ЛКП составляет 60-100 мкм (не менее 50 мкм). ЛКМ наносят, как правило, несколькими слоями толщиной 10-25 мкм и сушат после нанесения каждого слоя. При нанесении одного утолщенного слоя невозможно получить ЛКП с хорошими защитными свойствами, т.к. затрудняется улетучивание растворителя и другие процессы пленкообразования (покрытие может получиться с подтеками и наплывами), а в процессе эксплуатации возникают высокие внутренние напряжения, которые отрывают пленку краски от подложки.

2. Окраска интерьера
2.1 Подготовка основания под окраску

Каждый из нас ловил себя на искушении окрасить все немедленно, не затрачивая времени, средств и сил на подготовку поверхности. А между тем, это очень важный момент в проведении окрасочных работ. На неподготовленную поверхность даже самая высококачественная дорогая краска наносится не самым лучшим образом, а, следовательно, покрытие будет недолговечным. Если у Вас случилось именно так, то не стоит винить производителя купленной Вами краски. Счет за испорченное покрытие можете выставить себе. Мало купить высококачественную краску, нужно еще ее правильно нанести

2.1.1 Очистка

Поверхность должна быть чистой, сухой, без жира, грязи, пыли, цементного клея, старой отслаивающейся краски и прочих загрязнений, т.к. они препятствуют прочному сцеплению шпатлевки с подложкой; при очистке деревянной мебели следует избегать использования слишком большого количества воды, лучше просто протереть поверхность влажной тканью. Дощатый пол вымывают моющим средством, промывают водой. Старые дощатые деревянные полы в зависимости от состояния поверхности шлифуют до чистого дерева. Бетонную поверхность очищают и обезжиривают щелочным средством, после чего тщательно промывают водой. С новых бетонных полов всегда необходимо удалять цементный клей, поднявшийся на поверхность после заливки бетона. Цементный клей препятствует впитыванию и сцеплению краски с бетоном. Лучше всего он удаляется шлифовкой или травлением соляной кислотой. Очищенный пол тщательно промывают водой и просушивают. Поверхности дают полностью высохнуть. Влажность бетона должна быть ниже 4% по массе. Ориентировочно измерить влажность бетона можно следующим образом. На пол с помощью липкой ленты наклеивают небольшой кусочек полиэтиленовой пленки и оставляют на одни сутки. Если через 24 часа под пленкой накопилась влага и бетон под ней потемнел по сравнению с прилегающим полом, то это означает, что поверхность еще влажная и ее надо сушить. С ранее окрашенных полов отслаивающуюся и слабодержащуюся краску необходимо удалить скребком или шлифовкой.

2.1.2 Шпатлевание



Неровную поверхность следует выровнять с помощью шпатлевки, после произвести шлифовку и удалить шлифовальную пыль; зимой, в морозную погоду, воздух от проветривания и кондиционера может связать значительное количество влаги, и испарение выделяющейся воды может быть нежелательно быстрым. Летом, наоборот, теплый и влажный воздух не в состоянии высушить зашпатлеванные поверхности достаточно быстро. То есть, продолжительность высыхания шпатлевки зависит от температуры и относительной влажности внутреннего и внешнего воздуха, а также от скорости смены воздуха в помещении. Оптимальными считаются условия, когда температура воздуха составляет 10-20 гр.С, а относительная влажность 30-60%. На продолжительность высыхания влияет также влажность самой подложки. В случае если поверхность не достаточно просохла, высыхание шпатлевки замедляется. Время высыхания шпатлевки зависит и от толщины слоя. Чем толще слой, тем медленнее он высыхает. При шпатлевании мебели, дверей, оконных рам, машин, оборудования, транспортных средств, лодок, как правило, применяют алкидные шпатлевки. Они подходят для деревянных, древесно-волокнистых, древесно-стружечных и металлических поверхностей, применяются для заделки царапин, частичного выравнивания и заделки неровностей.

2.1.3 Грунтование


Поверхность необходимо загрунтовать; это требуется для обеспечения хорошей адгезии при нанесении последующего - покрывного слоя краски, а также для заполнения мельчайших пор и выравнивания впитывающей способности по всей площади, чтобы исключить образование пятен; заколерованная в цвет покрывной краски грунтовка повышает укрывистость финишного материала; грунтовка – это мостик между шпатлевкой и покрывной краской; в качестве грунтовок могут быть использованы финишные краски, разбавленные водой (если речь идет о воднодисперсионных материалах) на 5-10% по объему; если необходимо укрепить поверхностный слой пористых, сильно впитывающих влагу оснований и мелящих поверхностей: штукатурок, шпатлевок, гипсокартона, кирпича и т.п., то целесообразно применить грунтовку глубокого проникновения; однако не стоит переоценивать возможности грунтовок глубокого проникновения. Если у Вас стена «осыпается», то грунт глубокого проникновения будет бесполезен. Вам необходимо обязательно снять все проблемные слои до самого основания и покрывать уже само основание. В противном случае в течение уже первых дней после окраски с поверхности будут отслаиваться целые фрагменты покрытия. Помимо слабых и сильновпитывающих оснований бывают еще очень гладкие поверхности с низкой впитывающей способностью. К таким поверхностям у красок и шпатлевок плохая адгезия, они просто не ложатся на такие основания. В этом случае применяют специализированный адгезионный грунт. Для улучшения адгезии покрывного материала к плотным не впитывающим влагу основаниям: монолитного бетона, бетонных блоков и т.п., применяется адгезионная грунтовка, она используется перед нанесением гипсовых, известково-цементных штукатурок, толстослойных декоративных покрытий, а также для обработки покрытий из керамической плитки, перед укладкой на плиточный клей новой плитки и под цементные смеси для выравнивания полов. Возможно нанесение адгезионной грунтовки поверх прочно держащихся обезжиренных масляных и алкидных покрытий.

2.2 Окраска стен и потолков

К материалам, которые эксплуатируются внутри помещений, предъявляются следующие требования:

  • должны обладать декоративными качествами, чтобы создавать хорошее настроение и комфортные условия для пребывания в помещении.
  • должны быть экологически чистыми, т.е. при их нанесении и эксплуатации не должно выделяться никаких вредных для человека, животных и окружающей среды веществ.
  • образующееся покрытие должно легко поддаваться сухой и влажной уборке, не скапливать на своей поверхности пыль, грязь, обеспечивать требуемый уровень износостойкости в зависимости от назначения помещения.

В сухих помещениях лакокрасочное покрытие испытывает незначительные нагрузки. Подавляющая часть красок, применяемых для стен и потолков в сухих помещениях – это водоразбавляемые краски. Эти материалы, как правило, более безопасны для маляра, обывателей и окружающей среды, чем органоразбавляемые краски. В сухих помещениях чаще всего применяют матовые или полуматовые латексные краски. Связующим для таких красок служат обычно поливинилацетатные, поливинилацетатсополимерные или акрилатные дисперсии.


Стойкие к мытью и износу краски получают на основе акрилатных дисперсий. На сегодняшний день, акрилат - это самое высококачественное связующее, применяемое для изготовления красок для стен и потолков. Хоть акрилат и более дорогостоящее связующее по сравнению с другими воднодисперсионными пленкообразователями, он превосходит их по своим свойствам. Акрилатные водоразбавляемые краски легко наносятся и имеют хорошую адгезию. Они достаточно эластичны при механическом воздействии, поверхность обладает необходимой прочностью, чтобы оставаться чистой. Акрилатные краски обладают великолепной стойкостью к мытью и очистке, образуют ровное покрытие, которое не растворяется под действием воды. Покрытие из акрилатной краски легко поддерживать чистым и опрятным независимо от степени блеска. Со временем акрилатная краска всегда окупается из-за более длительного срока службы. Другими словами, окрашенная акрилатной краской поверхность остается в безупречном состоянии долгие годы, не требуя особого ремонта.


Потребителю трудно разобраться в преимуществах одних материалов перед другими. Часто решающим фактором при выборе краски становится цена. Однако не все дешевые материалы отвечают необходимым требованиям, и найти материалы, у которых цена соответствует качеству не так просто.

2.2.1 Окраска потолка

Потолок является одним из сравнительно трудных объектов окраски. Краска для потолка должна обеспечивать возможность нанесения достаточно толстого слоя, поскольку слишком тонкие слои образуют «пеструю» поверхность. Поэтому, материал должен быть достаточно густым, чтобы его можно было наносить валиком с длинным ворсом в больших количествах и равномерно распределять по поверхности. Также важно, чтобы материал не создавал бликов, не отражал свет, т.е. был совершенно матовым. Чем меньше краска будет отражать свет, тем меньше будут заметны небольшие дефекты на поверхности потолка.


Краски для потолков в сухих помещениях обычно выбирают абсолютно матовые. Матовая степень блеска позволяет скрыть небольшие неровности подложки. Матовые поверхности лучше рассеивают свет и зрительно увеличивают объем (для потолков – высоту) помещения. В красках для потолков обычно используют наиболее белые пигменты и наполнители.


В помещениях с повышенной влажностью (кухни, прихожие, ванные, лестничные клетки и т.д.) для потолков используют полуматовые или полуглянцевые краски.


Окраску потолка производят валиком с длинным ворсом, применяя большое количество краски, чтобы окрашенная поверхность высыхала не слишком быстро. При слишком быстром высыхании, поверхность высыхает неравномерно и видны рабочие швы. При окраске потолков направление проведения работ должно быть выбрано по направлению света в сторону от окна. При этом на мокрой поверхности легче наблюдать за продвижением работы и видны возможные ошибки.


Первый этап – это вывод линии между потолком и стеной.


После этого отделывают швы потолочных элементов и участки вокруг подвесов светильников. Маляр-правша начинает окраску потолка с правого угла оконной стены (а маляр-левша соответственно с левого угла). Краску наносят перекрестными движениями по участку шириной 3-4 валика. В конце поверхность отделывают по одному направлению.


Потолки, окрашенные ранее клеевыми или известковыми красками нельзя без предварительной подготовки перекрашивать латексной краской. Известковая краска не образует сплошную пленку, при трении она крошится, поэтому будет отслаиваться от потолка вместе с латексной краской. Клеевая краска также отслаивается при нанесении латексной, т.к. вода, входящая в состав латексной краски растворяет и снимает клеевую краску. Есть два способа перекраски таких потолков: грунтование поверхности краской, которая крепко впитывается в старую краску, например, для грунтования можно использовать алкидную грунтовку разбавленную уайт-спиритом на 25% или полное удаление старой краски до самого основания.


2.2.2 Окраска стен

При окраске стен верхние и нижние части, углы предварительно окрашивают кистью или узким валиком полосой шириной 6-10 см, затем эту линию выводят, чаще всего, с помощью отвода.


Окраску маляр правша начинает с правого верхнего угла. Удобнее всего окрашивать валиком с длинной ручкой, стоя на полу. Движения производятся вниз, вверх, и еще раз вверх.


При окраске стен рекомендуется использовать оптимальное количество краски, чтобы окрашиваемая поверхность оставалась достаточно долго мокрой. Это необходимо для того, чтобы в готовом покрытии не были видны рабочие швы.

2.2.3 Окраска пола

Окраску производят 1-2 слоями краской на растворителях.

2.3 Дерево в интерьере

Дерево с древнейших времен и до сегодняшних дней является излюбленным строительным материалом на обширной территории России. Дерево – это материал, созданный самой природой. Оно абсолютно безопасно для здоровья человека, в отличие от многих строительных материалов, способных вызывать аллергическую реакцию, поддерживает в помещении кислородный баланс и оптимальную влажность воздуха. Дерево обладает ни с чем не сравнимой красотой, буквально излучает тепло. Многообразие оттенков и неповторимость узоров разных пород притягивает и очаровывает наши сердца. Существует огромное количество пород древесины, но для внутренней отделки широко используется древесина сосны и березы, а также благородные породы: дуб, ясень, бук, махагон, тик.

2.3.1 Нагрузки на древесину

Что может угрожать деревянным поверхностям в интерьере, ведь на первый взгляд условия их существования довольно комфортны? Они защищены от дождя и ветра, солнечных лучей и сильных перепадов температур. Но, тем не менее, и внутри дома дерево также может подвергаться разрушающему воздействию.


Повышенная влажность воздуха в ванных, кухнях и других подобных помещениях, где применяют отделку из древесины. Необработанная деревянная поверхность, вследствие сырости и дальнейшей сушки начинает трескаться. Поэтому, дерево необходимо защищать от проникновения влаги, которая не только разрушает его, но и активно способствует развитию грибков синевы, плесени и гнили.

        


Чрезмерная сухость воздуха (особенно в зимний отопительный период). Сухой воздух вызывает изменение геометрических размеров, растрескивание, появление щелей между отдельными элементами. Поэтому, в квартире, желательно поддерживать температуру воздуха на уровне 20-25 гр.С и относительную влажность 50-60%, тем более, что такие условия комфортны и для жизни человека. Многие деревянные поверхности, например, подоконники, столешницы, полы и другие, подвергаются дополнительным нагрузкам, поэтому, они должны выдерживать механические воздействия и износ.


Воздействие солнечного света (УФ-излучение) вызывает расщепление волокон целлюлозы, дерево темнеет и разрушается. Причем, части деревянного изделия, расположенные в непосредственной близости от окон, балконов и дверей, меняют свой цвет значительно быстрее, чем элементы, удаленные от источников естественного освещения.


2.3.2 Термообработанная древесина

Термообработка дерева производится под воздействием водяного пара при температуре 180-220 гр.С и исключает применение химикатов. При этом происходит изменение физических свойств и структуры дерева.



Термообработка улучшает гидроизоляционные свойства дерева, стойкость к разрушительному воздействию влаги, предотвращает гниение, увеличивает твердость и уменьшает или полностью устраняет выделение смолы. Термическим способом можно обрабатывать практически все породы древесины, и, при этом, каждый вид меняет свой цвет по-своему от светло-коричневого, светло- или темно-шоколадного, до темно-коричневого. Не смотря на то, что термообработка придает дереву красивый коричневый оттенок, характерный для благородных пород, она не защищает древесину от воздействия УФ-излучения. Поэтому, для сохранения термообработанного дерева от выцветания, его необходимо обрабатывать колерованными лаками.


Термообработанное дерево применяется для производства деревянных полов, паркета, мебели, облицовочных панелей в жилых помещениях, а также в саунах и банях.

2.3.3 Лессировка

Для сохранения красивой текстуры, а также для защиты поверхности от износа и загрязнения требуется обязательная обработка дерева колеруемыми лессирующими (полупрозрачными) ЛКМ. Не стоит скрывать природную красоту дерева под слоем кроющей краски.



Применение лаков для отделки древесины в настоящее время пользуется все большей и большей популярность, что объясняется следующими причинами:

1. Эстетическая функция. Поверхность, обработанная лаком, приобретает эффектное глянцевое либо матовое (в зависимости от типа лака) покрытие, отличающееся высокими декоративными свойствами. Используя лессирующие колеруемые ЛКМ можно подчеркнуть натуральный цвет дерева, сделать его более насыщенным или, наоборот, более светлым. Образованная в результате лакировки прозрачная пленка позволяет сохранить первозданность древесины, выгодно подчеркнуть ее текстуру, а также придать ей ровную и гладкую поверхность. Невзрачный на первый взгляд кусок древесины лаковая пленка способна превратить в достаточно привлекательное изделие.

2. Защитная функция. Лессирующие покрытия (лазури) не только создают тонкие цветовые нюансы, но и защищают древесину, продлевая срок ее службы. Конструкция, изделие или деталь, покрытые лаком, сохраняют свои эксплуатационные свойства на долгие годы, т.к. в данном случае, дереву обеспечена надежная защита от любых атмосферных воздействий: влаги, солнечных лучей и др. Для защиты от ультрафиолетового излучения, которое оказывает разрушающее действие на дерево и от которого оно быстро темнеет, в состав высококачественных лаков добавляют специальный УФ-фильтр. Деревянные материалы внутри помещения лак защитит от истирания, изнашивания, химически агрессивных средств, механических повреждений, а также спасет деревянные детали от образования на их поверхности всевозможных грибков, плесени и болезнетворных бактерий.

2.3.4 Особенности лессировки

В отличие от красок и эмалей, которые также применяются для окраски дерева, лаки, как бесцветные, так и колерованные, не скрывают структуру окрашиваемой поверхности.

Какие факторы необходимо учесть, чтобы результат работы Вас не разочаровал?

Цвет лессирующего слоя накладывается на цвет дерева, поэтому окрашенная поверхность будет всегда темнее основы.

На тон покрытия влияют многие факторы: в первую очередь тип лака, порода дерева, степень шероховатости основы и количество наносимых слоев.


Породы древесины:


    

         Клен                     Сосна

    

    Ясень белый            Береза

    

Береза племенная        Граб

    

        Кото                   Дуб белый

    

        Ясень              Дуб кавказский

    

        Цитрон                Лимба


Лаки одного цвета, но разного типа (например, акриловый и алкидный) при нанесении на одну и ту же поверхность, образуют покрытия разных оттенков. Алкидные лаки превносят желтизну, в то время как акриловые не изменяют первоначальный цвет дерева.

В свою очередь, один и тот же лак на шероховатой поверхности образует покрытие более насыщенное по цвету, чем на гладкоотшлифованной. Это объясняется тем, что шероховатые и пористые поверхности в наибольшей степени поглощают лак, в результате чего выглядят темнее.

Количество слоев лака влияет не только на интенсивность цвета (чем больше слоев, тем темнее и насыщеннее цвет), но и на укрывистость покрытия. Если лак заколерован в темный цвет и нанесен в несколько слоев, то поверхность может стать полностью укрытой (как если бы Вы использовали краску) и пропадет декоративный лессирующий эффект.


Количество слоев

1 слой


2 слоя


3 слоя



Дерево, обладая пористой структурой, хорошо впитывает лак, поэтому при нанесении одного слоя можно получить только матовую поверхность, даже если использовался глянцевый лак. Желаемый блеск обеспечивает только двух-, трехслойное покрытие.


Степень блеска оказывает влияние и на восприятие цвета. Глянцевый предмет обычно выглядит более темным. Кроме того, глянцевые покрытия выявляют все недостатки предварительной подготовки поверхности, неровности, посторонние включения. Нанесение нескольких тонких слоев лака дает более равномерный цвет покрытия, чем один толстый слой, а также исключает образование подтеков.


В сравнении глянцевый и матовый лак

    

 

Как правило, после нанесения колерованного лака, поверхность защищают дополнительным слоем бесцветного лака, для того, чтобы покрытие на основе колерованного лака быстро не истиралось. Чтобы не было видно стыков, деревянные поверхности больших размеров рекомендуется покрывать непрерывными мазками от края до края. Например, панельную доску целесообразно покрывать целиком за один прием. Прежде, чем приступать к окрасочным работам следует провести контрольный выкрас на образце из дерева той же породы, которое в дальнейшем и будет окрашиваться, чтобы убедиться, что Вы получите то, что хотите. До начала работ необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией. Благодаря применению колерованных и неколерованных лаков, техника лессировки является гибким инструментом «цветовой игры» и представляет большие возможности для воплощения любой фантазии.

2.3.5 Подготовка поверхности перед лакировкой

Прежде чем приступать непосредственно к самому процессу лакировки необходимо провести ряд дополнительных операций, т.к. лакировка деревянных изделий – это та область отделочных работ, где экономия неуместна. Некачественное покрытие может безвозвратно испортить вещь. Перед нанесением любого отделочного покрытия поверхность следует подготовить, и деревянная основа, в данном случае, не исключение. Особенно тщательно надо готовить поверхность, если речь идет о ценном изделии. Прежде всего, поверхность необходимо зачистить средне-зернистой шкуркой и отшлифовать. В результате устраняются все неровности и поверхность выравнивается.

Следующим, очень важным этапом подготовки является грунтование. Для грунтования используют либо специальные грунтовки, либо финишные лаки, разбавленные соответствующим разбавителем ≈ на 20%. Грунтовки используют по нескольким причинам. Во-первых, смешивая их с древесной пылью, можно получить идеальные шпатлевки для мельчайших щелей, без которых не обходится ни одна поверхность. Во-вторых, грунтовки повышают адгезию покрывного материала, заполняют поры, выравнивают впитывающую способность всей поверхности и, соответственно, снижают расход дорогостоящих финишных материалов (обычно грунтовочный лак дешевле финишного). Грунтовки защищают лаковую пленку от не всегда полезного взаимодействия с естественными смолами, содержащимися в древесине. Количество грунтовочных слоев, как правило, не превышает двух (но обычно хватает и одного). Важно, чтобы грунтовочный материал был той же фирмы, что и лак. Лаки от различных производителей могут оказаться несовместимыми между собой.

Итак, отделочное средство выбрано, поверхность подготовлена, теперь можно приступать к лакировке, но следует помнить, что колерованные лессирующие материалы по-разному впитываются на зашпатлеванных участках и на необработанных. Для проверки цвета рекомендуется проводить пробную выкраску на отдельной доске.

Окончательный цвет лакированной поверхности зависит от породы, пористости и первоначального цвета самого дерева, от типа применяемого лака, количества нанесенных слоев, а также от степени блеска материала. Для защиты деревянных поверхностей внутри помещений применяются как водоразбавляемые лаки, так и лаки на органических растворителях.

После нанесения грунтовочного лака и его высыхания поднимается ворс древесины, который аккуратно сошлифовывается перед дальнейшим нанесением следующих слоев лака.

2.3.6 Преимущества водных лаков

Водоразбавляемые лаки на акрилатной основе обладают целым рядом положительных свойств. Прежде всего, это их экологичность. Они не содержат в своем составе органических растворителей, практически не имеют запаха, не содержат вредных для здоровья человека компонентов, быстро сохнут, не горючи, т.е. безопасны в работе, не желтеют со временем, не изменяют первоначальный цвет дерева, а благодаря тончайшей пленке передают все особенности текстуры.

К недостаткам лаков на водной основе относятся, пожалуй, только их невысокая износостойкость, а также способность к «поднятию» текстуры с поверхности древесины.

2.3.7 Лаки на растворителях

Как уже было сказано ранее, для лакировки древесины используются не только водоразбавляемые лаки, но и традиционные лаки на органических растворителях. К этой группе относятся лаки на алкидных, алкидно-уретановых и полиуретановых связующих. 

По сравнению с воднодисперсионными лаками, лаки на растворителях обладают повышенной износостойкостью и устойчивостью к механическим повреждениям.

Достоинством лаков на растворителях является то, что они довольно экономичны в расходе, т.к. наносятся на поверхность тонким слоем. В применении специальных грунтовок не нуждаются – при необходимости можно использовать лак, разбавленный на 10-15%. Недостатком всех лаков, содержащих органические растворители, считается их экологическая неполноценность и то, что они «поджигают» древесину, т.е. изменяют ее естественный цвет, придавая желтоватый оттенок, причем, со временем пожелтение пленки только усиливается.

В отличие от алкидных материалов, полиуретановые образуют покрытия с высокой водостойкостью, стойкостью к абразивному износу, к агрессивным средам и растворителям, а также высокой эластичностью, что позволяет использовать эти материалы для поверхностей, подверженных особенно сильным нагрузкам. Полиуретановые материалы применяют для защиты бетонных и железобетонных сооружений (метро, хранилищ и т.д.), а также для отделки полов промышленных зданий. Они также нашли применение для покрытий по дереву (мебель, лыжи, спортивные суда).

2.8 Советы и рекомендации при проведении окрасочных работ

Как правильно выбрать краску?

Ни для кого не секрет, что ни одно строительство, ни один ремонт не обходится без краски. Краски по сравнению со многими другими отделочными материалами хороши тем, что, учитывая свои возможности, инструкции производителя и рекомендации продавца, каждому потребителю удастся выбрать именно то, что отвечает его запросам.


Так какую же краску выбрать? И самое главное – как? В первую очередь Вам надо решить для себя насколько качественную поверхность Вы хотите получить.


Если мы рассматриваем ремонт квартиры, то есть отделку внутренних помещений, то атмосферостойкость и светостойкость покрытий не являются определяющими свойствами, тогда как водостойкость, способность переносить уборку, укрывистость, белизна (если краска не колерована), степень блеска, малярно-технические свойства (распределение по поверхности, отсутствие потеков, брызг, реальный расход и др.) будут иметь большое значение.


Поэтому, при планировании окрасочных работ важно определить какие именно свойства покрытия (собственно покрывного слоя, то есть того, который постоянно на виду и будет испытывать основные нагрузки) вы хотели бы получить: степень блеска (глянцевый, полуглянцевый, полуматовый, матовый, совершенно матовый), стойкость к мытью водой и моющими средствами, разбавитель, который будет испаряться в процессе формирования покрытия и, следовательно, давать запах, другие свойства.


Прежде чем делать выбор, следует знать, что все современные лакокрасочные материалы (ЛКМ) для внутренних работ подразделяются в основном на две большие группы: алкидные, масляные и другие краски на растворителях и воднодисперсионные краски.


* Алкидные краски обладают хорошей водоотталкивающей способностью, образуемое ими покрытие легко моется бытовыми средствами. Эти краски применяются в основном для поверхностей с жесткими условиями эксплуатации, хороши для дерева и металла. Но алкидные краски не слишком полезны для здоровья и окружающей среды, из-за наличия в своем составе органического растворителя.


* Воднодисперсионные краски – оптимальный выбор для внутренних работ. Они экологически безопасны, т.к. не выделяют вредных веществ ни во время нанесения, ни в процессе эксплуатации.


Многие из них рекомендованы к применению в детских, школьных и дошкольных, а также лечебно-профилактических заведениях. Образованное такими красками покрытие способно «дышать» - поверхность проницаема для воздуха и паров, но не пропускает жидкости. Воднодисперсионные краски практически не имеют запаха, не меняют цвет в процессе эксплуатации, легко распределяются по поверхности, не капают с кисти или валика, случайные загрязнения удаляются влажной тряпкой, а инструмент легко очищается водой.


Водные материалы бывают разными, но лучшие показатели по стойкости и долговечности покрытий имеют акриловые (или, как более дешевый вариант, комбинированные с добавкой акриловых полимеров).


* Для потолков в сухих помещениях обычно выбирают водоразбавляемые, матовые или совершенно матовые краски, которые выдерживают легкую влажную уборку. Покупатели часто стремятся к абсолютной белизне, что не всегда оправдано. Для потолка в слабоосвещенном помещении оправдано применение краски с высокой белизной, белый потолок будет лучше отражать свет и тем самым увеличит освещенность. Для зрения оптимальной и реально достижимой считают белизну 90-94%; если производитель указывает 98%, стоит задуматься о достоверности его данных.


* Для стен также обычно выбирают водоразбавляемые краски: матовые, полуматовые, полуглянцевые. Более блестящие краски лучше выдерживают влажную уборку с применением моющих средств, на них меньше скапливается грязь, пыль, но в то же время они подчеркивают дефекты поверхности. Глянцевые и высоко глянцевые покрытия для стен используют редко – блики отраженного света раздражают глаза.


* В гостиной, спальне или детской будут уместны матовые краски спокойных оттенков, отвечающие повышенным требованиям к безопасной эксплуатации.


* Для кухни, туалета, ванной комнаты лучше подойдут полуматовые и полуглянцевые краски с повышенной стойкостью к мытью; там, где вероятна конденсация влаги, пригодятся материалы, включающие добавки против плесени.


Все эти данные обычно указаны на банке, так что этикетку и инструкцию по применению прочитать нужно очень внимательно!!!


* Не стоит стремиться к полной универсальности используемых красок. Даже самые хорошие из них, в каждом конкретном случае проиграют специализированным составам того же уровня. Покупка не будет выгодной, ведь придется оплатить ряд совершенно ненужных вам свойств.

* Следует помнить, что какой бы роскошной ни была приобретенная Вами краска, качество покрытия будет зависеть от того, насколько хорошо подготовлена рабочая поверхность. Если поверхность под окраску не идеальна, но Вас «устраивает и так», нет смысла покупать высококачественные (дорогие) краски. Но дешевыми низкокачественными материалами сделать хорошее покрытие не получится даже у суперпрофессионала!!!

• Общим правилом можно считать, что чем ниже цена краски, тем слабее качественные показатели готового покрытия.

• Это проявляется через преждевременную потерю покрытием своей годности, т.е. облезание и заплесневение поверхности или же потеря блеска и выцветание.

• Как правило, снижение качества покрытия для потребителя оказывается полным сюрпризом!!!

• Чтобы обеспечить высокое качество готовой краски необходимо применение высококачественных дорогостоящих компонентов: связующих, пигментов, добавок.

• Поэтому, при выборе краски ее цена не должна быть единственным критерием.

• Купив дешевую краску, Вы рискуете выбросить деньги на ветер и получить нервный стресс!!!

* Покупая качественную краску, качественной должна быть и подготовка поверхности: основание нужно очистить от пыли, грязи, жировых пятен, отслаивающейся старой краски, клея и т.д.

* Дефекты (впадины, выбоины, трещины) заделывают шпатлевками, после высыхания шлифуют и убирают образовавшуюся пыль.

* Следующий этап подготовки – это грунтование, обеспечивающее хорошую адгезию (сцепление) со следующим слоем, т.е. покрывной краски. Кроме того, грунтовка заполняет мельчайшие поры и гарантирует одинаковую впитывающую способность по всей площади выровненной поверхности, что облегчает нанесение краски и исключает образование пятен.

* В некоторых случаях (обычно оговариваемых производителем) в роли грунтовки может выступить сама краска, разбавленная на 5-10% водой. Не рекомендуется слишком сильно разбавлять материал, чтобы уменьшить расход. При сильном разбавлении могут измениться свойства краски, толщина наносимого слоя значительно уменьшается, пленка не образуется и достигнуть качественного результата не представляется возможным.

* Если поверхность красится впервые, то для достижения лучшего результата рекомендуется наносить не менее двух слоев. Но если стена грунтуется составом, колерованным в цвет покрывной краски, то достаточно и одного слоя краски.

* Краска должна наноситься тонким слоем. Два или три тонких слоя краски всегда прочнее одного толстого.

* Для подготовки поверхности целесообразно использовать материалы того же производителя, что и краска. Лучше, если в основе всех совместно используемых материалов лежит один класс связующего. Если Вы, например, выбрали акриловую краску, то для достижения идеального результата желательно шпатлевку и грунтовку взять тоже акриловые. Применение материалов одного производителя гарантирует их совместимость друг с другом и способность в комплексе образовывать прочную монолитную систему.

* Окрасочные работы должны проводиться при температуре 18-23 гр.С и относительной влажности около 60%. Основание должно быть сухим и непромерзшим.

* Окрашивая комнату, не открывайте в ней окон и дверей. Сквозняк, подвижный теплый или влажный воздух неизбежно нарушат равномерность высыхания краски и испортят Вашу работу.

* При работе с водными материалами лучше использовать кисть с искусственной щетиной, т.к. натуральная щетина впитывает воду, разбухает, деформируется и оставляет полосы на окрашенной поверхности.

* При использовании валика следует придерживаться следующего правила: валики с длинным ворсом применяются для окрашивания неровных или фактурных поверхностей, со средним ворсом для матовых красок и с коротким ворсом для глянцевых красок. Чем ровнее окрашиваемая поверхность, тем короче должен быть ворс на валике.

* Не приобретайте дешевых поролоновых валиков с пенистой структурой, т.к. их губчатая фактура оставляет маленькие воздушные пузырьки, которые, лопаясь, оставляют отверстия на свежевыкрашенной поверхности.

* При желании получить цветную краску лучше воспользоваться услугами компьютерной колеровки.

* Самостоятельно смешивая основу и тюбики с колорантами можно получить весьма неожиданный результат, а вероятность повторить дважды один и тот же цвет сводится к нулю.

* Компьютерная колеровка обеспечит очень точное попадание в цвет.

* При выборе оттенка следует учесть, что на большом пространстве цвет смотрится ярче, чем на маленьком образце каталога.

* На восприятие цвета очень сильное влияние оказывает источник освещения. Один и тот же цвет будет по-разному выглядеть при освещении солнечным светом и, например, светом лампочки накаливания.

* Степень блеска покрытия также оказывает влияние на восприятие цвета. Глянцевые поверхности всегда выглядят более сочными и насыщенными, по сравнению с матовыми. Особенно эта разница заметна на темных оттенках, на светлых тонах разница заметна не так ярко.

* Что касается цветовой гаммы, то синий и фиолетовый цвета стен действуют на нервную систему угнетающе, красный цвет – возбуждающе, зеленый - успокаивающе (зеленые и желтые цвета меньше других утомляют зрение).

* Если Вы собираетесь окрашивать всю комнату, то начинать надо с потолка, затем переходить на стены, двери, окна, а в конце плинтуса.

* Акрилатные краски набирают свои окончательные свойства (прочность, стойкость к мытью и т.п.) в течение четырех недель или 28 суток. Поэтому, в течение этого времени не рекомендуется подвергать поверхность повышенной эксплуатации, но жить в таком помещении можно уже на следующий день, т.к. акрилатные краски не содержат растворителей и не выделяют вредных

веществ.

* Если стены и потолки окрашивались высококачественными акрилатными красками в соответствии с инструкцией по применению и технологией нанесения, т.е. правильно, то можно не сомневаться, что покрытие прослужит Вам долгие годы.


Декоративные возможности лаков


Достоинства древесины известны человеку с незапамятных времен. Она красива, легка в обработке, долговечна. И все же оконные рамы, двери, мебель, стеновые и потолочные панели из натурального дерева не могут обойтись без защитно-декоративных материалов. Именно они помогают сохранить природную привлекательность и потребительские свойства дерева. Несколько полезных советов помогут Вам правильно нанести лак и получить красивую поверхность.

* Говоря о дереве, надо помнить о том, что нет двух одинаковых видов дерева. У каждого своя отличительная текстура, уровень влажности и содержание смолы. Все это влияет на окончательный результат.

* Залогом успешной лакировки, как и при других окрасочных работах, является правильная подготовка поверхности.

* Перед лакировкой поверхность необходимо очистить от грязи и пыли, удалить смолу с сучков.

* При лакировке не рекомендуется использовать грунтовки для сучков, а также противокоррозионные грунтовки для защиты шляпок гвоздей, т.к. они просвечиваются через лессирующие составы.

* Небольшие неровности можно заделать специальной шпатлевкой по дереву.

* Зашпатлеванные участки необходимо отшлифовать и удалить пыль после шлифовки.

* Для лакировки внутренних деревянных поверхностей существуют как водоразбавляемые лаки, так и лаки на органических растворителях. Водоразбавляемые лаки на акриловой основе, как правило, применяются для обработки потолков, стен и дверей. Для поверхностей, подвергающихся повышенному износу, такие как  мебель, полы и др. используют специальные водоразбавляемые лаки или лаки на органических растворителях. 

* Водные лаки не изменяют естественный цвет дерева, сохраняя его первоначальный вид.

* Водные лаки сильнее, чем лаки на растворителях поднимают ворс и текстуру на поверхности древесины. Чтобы после окраски получить идеально ровную поверхность, поднявшиеся волокна необходимо сошлифовывать.

* Особенно осторожно шлифовку надо выполнять при применении цветного лака: неравномерное утончение лакового слоя сделает поверхность пятнистой, и исправить этот дефект будет очень сложно.

* Поэтому, как правило, колерованный лак наносят непосредственно на подготовленную (отшлифованную древесину), после чего поверхность дополнительно защищают слоем бесцветного лака.

* Лаки на растворителях изменяют естественный цвет дерева, придавая ему желтоватый оттенок.

* Бесцветный лак не защищает (если это дополнительно не оговорено производителем) дерево от УФ-излучения, поэтому, рекомендуется использовать колерованные лаки.

* Термообработка, придающая дереву благородный коричневый оттенок, также не защищает его от действия УФ-излучения. Для сохранения красивой текстуры термообработанного дерева требуется обязательная его обработка колерованным лаком или лаком с УФ протектором.

* Перед началом работы рекомендуется произвести контрольный выкрас для проверки оттенка.

* На окончательный цвет лакировочного покрытия влияют порода, пористость и первоначальный цвет самого дерева, тип применяемого лака, степень его блеска, а также количество нанесенных слоев. 

* Нанесение нескольких тонких слоев лака дает более равномерный цвет покрытия, чем один толстый слой, а также исключает образование подтеков.

* При нанесении нескольких лаковых слоев влияние цвета основы, конечно, снижается, но чем больше слоев, тем более укрывистым получается покрытие и теряется эффект лессировки.

* На конечный цвет покрытия влияет и тип самого пленкообразователя (связующего) на основе которого изготовлен лак. Например, на подложке из дуба колерованные акриловый и алкидный лаки одного и того же цвета будут иметь разный оттенок.

* Шероховатые и пористые поверхности поглощают лак в большей степени и, поэтому, выглядят темнее, чем гладкие и хорошо отшлифованные.

* Глянцевые покрытия обычно выглядят темнее матовых. На глянцевых покрытиях более заметны неровности, посторонние включения, а также недостатки предварительной подготовки поверхности.

* Лакировка производится по всей поверхности непрерывно от края до края по направлению волокон древесины, чтобы избежать образования видимых стыков.

* Первый лаковый слой всегда получается матовым (даже при использовании глянцевого состава), т.к. пористая структура древесины хорошо впитывает лак. Получение желаемого блеска обеспечивает второй слой, который впитывается слабее. Для очень пористой древесины требуется трехслойное нанесение 

* Используя матовые или полуматовые лаки перед началом работы их необходимо тщательно перемешать, чтобы равномерно распределить по всему объему матирующие добавки. Также в процессе работы лаки необходимо время от времени перемешивать, чтобы матирующие добавки не оседали на дно.

* Для нанесения лаков предпочтительнее использовать кисть, тампоны, шпатели (если речь идет о лакировке паркета). Валик очень сильно «взбивает» лак и на поверхности образуются большое количество мельчайших пузырьков, поэтому, валик применяется только для тех лаков, которые содержат в своем составе пеногасящие добавки (это должно быть указано производителем).

* При лакировке паркета сначала наносят 2-3 слоя грунтовочного лака, а затем 2-3 слоя финишного покрывного лака. Желательно, чтобы и грунтовочный, и покрывной лаки являлись материалами одного производителя во избежание неприятных «сюрпризов» и для лучшей их совместимости.

* Нанесение грунтовочных лаков проводится шпателем из нержавеющей стали.

* Грунтование паркета позволяет:

• пропитать поры дерева, что предотвратит колебания влажности древесины, вызываемые поглощением влаги из воздуха;

• повысить адгезию покрывного лака к паркету, что позволит получить более прочную лаковую пленку и исключить возможность ее отслаивания от поверхности древесины;

• сократить расход покрывного лака, что уменьшит окончательную стоимость покрытия;

• повторение цикла «грунтование - последующее шлифование» снимает ворсинки и позволяет создать идеально гладкую поверхность;

• смешивая грунтовку с древесной пылью, получаем идеальную шпатлевку для мельчайших 

щелей;

• грунтовки максимально защищают лаковую пленку от не всегда полезного взаимодействия с естественными смолами, содержащимися в древесине.


* Водные лаки не рекомендуется применять для лакировки «капризных» пород древесины. Под «капризами» подразумевается высокая степень усадки при изменениях температуры и влажности окружающей среды. 

К таким породам относятся бук, граб, клен, ясень, вишня, черешня, груша. Ясень, например, вообще не переносит воды, он становится розовым или красным.

* Водные лаки не рекомендуется наносить при низкой влажности воздуха (ниже 50%). При такой влажности лак быстро высыхает, и это может привести к возникновению дефектов. Правильный выбор декоративно-защитного лакового покрытия и следование всем инструкциям производителя при использовании материала обеспечат не только привлекательный внешний вид, но и долговечность изделий из дерева – материала натурального, а значит всегда модного и надежного.

3. Окраска фасада
3.1 Деревянные фасады

Дерево – это самый древний строительный материал, подаренный нам природой. Деревянный дом является неотъемлемой частью культурного пейзажа России. И это не случайно. Дерево обладает целым рядом достоинств: высокой прочностью, упругостью, малой плотностью, т.е. малым весом, низкой теплопроводностью, а, следовательно, высокими теплоизоляционными свойствами. Древесина экономичный материал и легко обрабатывается. Но, пожалуй, одним из главных достоинств дерева, считается его экологическая чистота и красивая природная текстура. В строительстве домов используют, в основном, хвойные породы дерева: сосна, ель, лиственница.  Лиственные породы дерева: дуб, ясень, бук, береза используют, в основном, для изготовления предметов интерьера. Древесина хвойных пород превосходит по прочности древесину большинства распространенных лиственных пород и меньше подвержена загниванию. Стволы хвойных пород имеют более правильную форму, что позволяет полнее использовать их объем.

3.2 Состав и строение древесины

Древесина это природный полимер. Клетки древесины состоят из:

  • волокон целлюлозы (30-50%, функция - арматура),
  • гемицеллюлозы (15-35%, функция - укрепление арматуры) и
  • лигнина (20-35%, клеевое вещество связывает воедино волокна целлюлозы).

Волокна древесины имеют трубчатую форму и направлены вдоль ствола.



Прочность и упругость древесины обусловлены строением ее клеточных стенок



3.3 Качество древесины

Поздняя древесина более прочная и плотная, чем ранняя, поэтому деревья, срубленные зимой лучше и тверже срубленных летом. Это связано с тем, что весной и ранним летом дерево быстро растет, стенки клеток в нем тонкие, из-за чего древесина пористая и непрочная. Осенью темп роста замедляется, и клетки становятся более прочными. Следует также помнить, что деревья, растущие на южной стороне леса и на более сильной и питательной почве, дают древесину намного хуже, чем деревья подверженные северным ветрам и растущие на плохой почве.


Во время транспортировки древесину следует защищать от промачивания  и от соприкосновения с землей. Хранить древесину надо на плоской поверхности. Если её невозможно защитить от переменной влажности воздуха, её следует хранить в местах, где она может свободно проветриваться. Пиломатериалы не должны быть также заражены грибками синевы, плесени, гнили.